Из жизни на бумагу: любимые женщины Эриха-Мария Ремарка Ютта Цамбона и Марлен Дитрих, как прототип главной героини «Жизни взаймы» | Kiev Fashion People

Из жизни на бумагу: любимые женщины Эриха-Мария Ремарка Ютта Цамбона и Марлен Дитрих, как прототип главной героини «Жизни взаймы»

Продолжая тему литературных прототипов, мы не могли не обратиться к романам Ремарка. Его работы покорили многих, заставили сопереживать героям «потерянного поколения», прочувствовать все «горести» и «радости» жизни в военное время. А его любовные письма к Марлен Дитрих, как и собственно их бурные отношения, продолжают волновать читателей. Единственная работа Эриха-Марии Ремарка не связанная напрямую с военными действиями или политикой, это «Жизнь взаймы».

remark_800x533

Если вспомните, главные герои – больная туберкулезом Лилиан и автогонщик Клерфэ. Их жизни в чем-то схожи – они живут своей свободой и независимостью, ведь оба понимают, что рано или поздно все закончится. Хотя, в действительности, только Лилиан обречена на смерть, ведь Клерфэ вполне в силах отказаться от своего пристрастия к гонкам. В общем, они влюбляются друг в друга, но когда чувства гонщика, человека, не знающего меры к своим пристрастиям, становятся для девушки тягостью, она решает разорвать отношение. Фатальный финал этой истории вам известен, и как нам кажется, как нельзя лучше демонстрирует величие жизни и непредсказуемость человеческой судьбы. 

Нужно отметить, что к этой истории Ремарк имел особенное отношения, и к самому сюжету возвращался около пяти раз за тридцать лет, кроме того считал именно «Жизнь взаймы» одной из самых важный своих произведений. Рассказ «Гонка Вандервельда» (1924), повесть «Станция на горизонте» (1927), «Три товарища» (1932), сценарий «Другая любовь» (1942), и наконец «Жизнь взаймы. История любви» (1959) – повсюду вы встретите либо гонщика (автомеханика), либо его возлюбленную больную туберкулезом, или же их вместе. Откуда у Ремарка появился образ такой сильной, но обреченной девушки? Кем она была на самом деле? Сомнений нет, что главным прототипом для Лилиан Дюнкерк, Патриции Холль и других подобных персонажей стала первая жена писателя Ютта Цамбона.

yutta-zambona_800x1103

Она была танцовщицей, стройной и хрупкой девушкой с большими глазами, которые так полюбил писатель, но, увы, она была также и больна туберкулезом. Их семейная жизнь продлилась не более пяти лет, дальше только скандалы, измены, и как итог разрыв. Интересно и то, что между ними сохранялась некая связь, бывшие супруги продолжали вместе ездить отдыхать, Ремарк помогал Ютте деньгами, а в 1938 году снова женился на ней (брак существовал до 1957 года), чтобы помочь выехать из нацистской Германии. Казалось, писателя очень беспокоила ее судьба, его отношение к ней и многие годы он переосмысливал все то, что между ними было, и что их связывало.

ditrih-i-remark_800x1002

Еще одной женщиной повлиявшей на произведение Ремарка, была Марлен Дитрих. Они познакомились в 1937 году на венецианском кинофестивале, и сразу же бросились в путешествие по Италии, Франции, Швейцарии – как раз это и описывает писатель в «Жизнь взаймы». Для нее Ремарк пишет и сценарий фильма «Другая любовь», где образ Ютты уже переплетается с Марлен – болеющая девушка теперь еще й известная певица, для которой лучшим выходом из сложившейся ситуации есть побег с гонщиком и философия «жить как в последний раз». Еще раз Дитрих появляется в «Триумфальной арке», в персонаже ЖоанМаду – певицы кабаре, а вот в «Жизнь взаймы» ее образ читается уже в Лидии Морелли – бывшей любви Клерфэ, которая все еще пытается его контролировать. Отношения Ремарка и Дитрих были сложными, непостоянными, переполненными как спорами, так и любовью, но, как видим, в литературе, писатель все равно возвращается к прототипу Ютты. К примеру, следующий вариант ее персонажа появляется в 1948 году, и звучит рукопись как «Последняя жизнь Лилиан Дюнкерк», но окончит ее только через 10 лет.remark-s-lyubimoy-sobakoy-menya-eto-umililo-_800x1138

Книга не визвала огромного восторга у читателей послевоенной Германии, но по факту, это одно из самых личных и глибоких произведений Ремарка. Роман «Жизнь взаймы» давно разобрали на цитаты, и чтобы окунуться в тему философии Ремарка, редакция KFP выбрала для вас самые проникновенные из них:

«Они не понимают жизни. Они живут так, как будто намерены жить вечно. Торчат в своих конторах и гнут спину за письменными столами. Можно подумать, что каждый из них – Мафусаил вдвойне. Вот и весь их невеселый секрет. Они живут так, словно смерти не существует. И при этом ведут себя не как герои, а как торгаши! Они гонят мысль о быстротечности жизни, они прячут головы, как страусы, делая вид, будто обладают секретом бессмертия. Даже самые дряхлые старики пытаются обмануть друг друга, преумножая то, что уже давно превратило их в рабов, – деньги и власть»

«… пусть её жизнь будет подобна свету без тени, счастью без сожаления, горению без пепла»

«На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время, и когда его не подгоняет страх»

«Некоторые люди уходят слишком поздно, а некоторые — слишком рано, надо уходить вовремя…»

«Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь»

«Она чувствовала себя среди платьев и туфель как пьяница в винном погребе»

«Безрассудство ещё не есть храбрость»

«Ведь женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит платья»

«Жизни не надо смотреть в лицо, достаточно ощущать её»

«Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе — результат неведения»

«…но какая в том польза, даже если знаешь, что другой прав? Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.»

«Резка. Что он называет резкостью? И разве я резка? А может, у меня просто нет времени деликатно обманывать, прикрывая горькую правду фальшивой позолотой хороших манер»

«Всегда найдутся люди, которым хуже тебя»

«У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни»

«Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать»

«Фейерверк погас, зачем рыться в золе?»

«В любви нечего прощать»


Текст: Оксана Ридкоус

Leave A Comment