Основатели СУК Валерия Сочивец, Филипп Сотниченко, Романа Батрак: «В Иране Голливуда тоже нет» | Kiev Fashion People

Основатели СУК Валерия Сочивец, Филипп Сотниченко, Романа Батрак: «В Иране Голливуда тоже нет»

Мы живем в невероятное время: наша страна растет, развивается и подает большие надежды. В Париже открываются концепт-сторы украинских дизайнеров, наши молодые исполнители гастролируют по всему миру, а национальное кино расцветает, не переставая удивлять нас своей искренностью и актуальностью. Молодой общественной организации Современное Украинское Кино (СУК) 14 октября исполнилось всего полгода. За этот короткий период ребята успели организовать огромное количество кинопоказов по всей Украине, провести свои программы в рамках таких масштабных фестивалей, как Гогольфест и Kyiv Comic Con, и успешно популяризировать украинский короткий метр.

Редакция KFP пообщалась с основателями СУК и узнала, что будет с украинским кинематографом через 20 лет, чего не хватает молодым режиссерам и как создать кинотусовку.

Валерия Сочивец: Мы с Филиппом учились на режиссуре в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого в разных мастерских, но на одном этаже. На обеих курсах студенты активно снимали кино, и мы ходили друг к другу смотреть экранные работы, но дальше показов внутри университета фильмы редко демонстрировались. В большинстве случаев фильмы были очень любопытными. Я понимала, что есть много талантливых короткометражных фильмов, которые лежат на компьютарах и о них никто не знает. Так, в рамках кинопрограммы ГОГОЛЬFEST появилась программа СУК — Современное Украинское Кино, где показывались фильмы украинских молодых режиссеров. После одного из таких показов, мне предложили поехать с фильмами в другие города. Потом поступило предложение показывать киноленты в киевском свободном пространстве «Freud House». В процессе я увидела спрос на украинский кинопродукт и зрительский интерес к нему, начала обращаться в разные киноклубы при университетах и показывать кино там. Однажды, на один из показов во «Freud House» пришла Романа. Так мы и познакомились.

kievfashionpeople.comIMG_3310_1000x667

Валерия Сочивец

Романа Батрак: Я по образованию специалист по связям с общественностью, в сфере пиара работаю больше шести лет. Кино ранее я никогда не занималась и особо сильно этим направлением деятельности не интересовалась. Зато много практиковалась в других, самых разных сферах, участвовала в организации разных проектов и все это время искала для себя организационную сферу, на которой можно бы было остановиться и развиваться дальше. На каком-то этапе я поняла, что мне интересны именно культурные проекты. И потом, по счастливому стечению обстоятельств, как это обычно бывает, осенью 2014 года я попала на кинопоказ во «Freud House», где показывали фильм моего друга Максима Тетерука. Он режиссер, свое образование получил в Чехии, там же снял дипломную художественную работу «День жалоби», а Лера предложила показать этот фильм в рамках своей программы Современного Украинского Кино.

kievfashionpeople.comIMG_3539_1000x667Романа Батрак

Валерия Сочивец: Позже ребята предложили мне организовать показ студенческих фильмов о Майдане. В качестве локации был выбран любимый кинотеатр «Кинопанорама». В процессе подготовки к этому показу я рассказала идею создания организации, которую ранее уже обсуждала с Филиппом. Так уж получилось, что все свои идеи сначала обсуждаю с ним, а потом уже приступаю к реализации.

Романа Батрак: Когда я впервые услышала аббревиатуру “СУК”, тут же в неё влюбилась и поняла, что тоже хочу в этом участвовать! Тогда показ «Выбор будущего: студенческое кино о Майдане» прошел очень хорошо. Мы анонсировали его менее недели, но  событие получило широкий резонанс как среди зрителей, так и среди СМИ. Пришло много людей, а после него зрители благодарили и просили организовывать такое чаще. Для меня история «СУК» началась именно с этого момента. Наше первое собрание участников организации мы провели в феврале, зимой. А зарегистрировали официально организацию 14 апреля 2015 г.

kievfashionpeople.comIMG_3399_1000x667Филипп Сотниченко

Филипп Сотниченко: Да, в прошлом месяце было ровно полгода, как мы официально общественная организация. Раньше, у нас была традиция собираться по средам. Романа даже вела протоколы первых собраний, интересно будет когда-то их перечитать. Сейчас количество участников организации выросло с 16 до 20 человек. Общие собрания теперь проходят ежемесячно, а основная работа ведется в группах и по отделам. У нас есть программный отдел, административный отдел и пресс-служба. А вся коммуникация проходит в специальной группе на Фейсбуке.

KFP: Расскажите о Вашей команде.

Валерия Сочивец: Наша команда сейчас насчитывает 20 человек, каждый занимается своим направлением в рамках одного из отделов.

Ребята из программного отдела отсматривают все фильмы, составляют программы новых альманахов, тематических и специальных показов. Это костяк организации — наши старожилы: программный директор Филипп Сотниченко, кстати, ч/б заставка с лошадью, с которой начинаются все наши показы — его рук дело; Нариман Алиев и Никон Романченко занимаются игровыми работами; Аня Корж — куратор документальной программы; Настя Весна (Лысенко) курирует анимационную программу и рисует для «СУКа» красивейшие постеры и обложки к альманахам; Новруз Хикмет заканчивал киношколу в Баку, у нас занимается международной программой.

Административный отдел занимается организационными процессами, внутренними коммуникациями и специальными проектами «СУКа». Денис Сатановский координирует кинопрограмму Kyiv Comic Con и администрирует киевские показы; Марьяна Литвинова координирует региональные показы, количество которых растет в геометрической прогрессии, поэтому в последнее время этот объем работы с ней разделяет Миша Маслобойщиков; Максим Тетерук, который сейчас живет и работает в Кракове, всегда с нами на связи и представляет «СУК» в Польше, также Макс курирует специальный проект с UFW; Алина Розанова — наш менеджер по счастью :), следит за «погодой в доме» и проводит корпоративные мероприятия; организацией съемочных процессов и поиском грантов занимается Эльмира Асадова, которая присоединилась к «СУКу» совсем недавно, а кажется, что была с нами всегда; также с недавнего времени в нашей команде Даша Христич, с которой мы познакомились на Гогольфесте, сейчас она помогает нам по нескольким направлениям; юридическими вопросами занимается Петя Воробьев. Я в целом курирую административную работу и координирую кинопрограмму на фестивале GOGOLFEST.

За внешними коммуникациями следит наша пресс-служба: Романа Батрак занимается стратегичными вопросами развития; Дарина Романенкова — медиа-координатор и редактор сайта, очень обязательная девушка; фотограф Аня Гольцберг, благодаря которой мы все так хорошо выглядим на фотографиях; Леня Ляуданский — литературный редактор и переводчик, следит за нашей грамотностью; а также Вика Возная, которая присоединилась к нам совсем недавно, сейчас вникает в процесс и занимается SMM.

kievfashionpeople.comIMG_3266_1000x667

Нариман Алиев

Романа Батрак: Но много работы делается и вне распределения процесса. Поскольку помимо участия в организации у каждого есть еще основная работа, домашние дела. Поэтому мы стараемся очень уважительно друг к другу относиться, каждый может попросить помощи или подменить кого-то.  Команда лишь увеличивается и это радует. Порою бывает сложно придти к общему знаменателю, но это естественный процесс в большом коллективе. А для меня 20 человек — это уже большой коллектив. Сейчас шла речь лишь о нашем оргкомитете, безусловно, это люди, заслуживающие наибольшего внимания, поскольку каждый вкладывает в проект много средств и сил. Но если говорить об организации в целом, то «СУК» это еще и молодые режиссеры со всей Украины, чьи фильмы мы показываем, и наши региональные представители, которые помогают с организацией показов современного украинского кино в других городах. Так что нас намного больше!

Валерия Сочивец: Да, мы хотели создать молодую кинотусовку и, на мой взгляд, у нас это получается.

KFP: Какая главная миссия СУК?

Валерия Сочивец: Популяризировать украинское кино, поддерживать и помогать молодым украинским режиссерам творить.

Романа Батрак: Мы пытаемся донести, что современное украинское кино существует, ведь у большинства украинцев бытует обратное мнение. При этом мы не говорим, что наше кино самое лучшее и качественное, но оно в обязательном порядке требует внимания к себе. Есть много молодых и талантливых украинских режиссеров, с чьим творчеством обязательно нужно познакомиться. Ведь мы с вами можем назвать фамилии молодых украинских дизайнеров, их работа и творчество в последнее время очень востребованы. В частности, это заслуга Ukrainian Fashion Week и Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, а также других модных проектов и глянцевых СМИ. Так почему же нельзя подобный опыт повторить с молодыми украинскими кинематографистами. В данном случае «СУК» выступает связующим звеном между молодым автором кино, который уже имеет свой продукт и дистрибьюторами, кинотеатрами, СМИ, а значит и массовой аудиторией.

Валерия Сочивец: Украинское кино пока еще очень молодое. Нужно помогать ему развиваться. В качестве примера, я всегда говорю о воспитание детей. Если ребенка не развивать, не уделять ему должное внимание, то ничего из него не получится. Здесь тоже самое. Мы пытаемся найти экран для каждого фильма, в том числе и для аматорского кино, чтобы работу увидели люди.

Если мы понимаем, что этот фильм по ряду причин в кинотеатре не может быть показан, но он может весьма успешно выстрелить в другом месте. Ведь существует много тематических фестивалей и у каждого своя аудитория.

Поэтому, когда подходят и говорят: «Мы не киношники, но мы стараемся и пробуем что-то снимать», я всегда отвечаю: «Присылайте. Мы обязательно посмотрим, прокомментируем и подскажем что-то от себя, постараемся показать».

Государство сейчас не финансирует кино, мы сами, своими силами и энтузиазмом, помогаем друг другу снимать независимое кино. Мы знаем по истории кинематографа, что любая новая волна начиналась с того, что люди просто снимали безбюджетное кино — брали камеру, собирали своих друзей, близких и делали работы, которые потом получали высокие награды.

Большинство из нас с дипломами режиссеров, но увы это не наша основная профессия. Мы работаем в других сферах, чтобы заработать деньги, в том числе и на кино.

kievfashionpeople.comIMG_3528_1000x667Никон Романченко

KFP: Раз нет прямого финансирования со стороны государства, на гранты не пробовали подаваться?

Романа Батрак: Пока еще не успели, но в ближайшем будущем обязательно будем подаваться. У «СУКа» пока вообще нет финансирования, хотя бытует обратное мнение. Но я точно могу сказать, что все сделано исключительно на личные средства участников организации.

Валерия Сочивец: Это если о грантах для организации. А если о финансировании непосредственно кино, то мы с Филиппом подавались на государственный питчинг. Уже второй раз питчинговались: Филипп как автор сценария, я как режиссер. Вроде, по балам прошли, но нам опять отказали. Непонятно как они высчитывают эти балы и как решают, кому давать деньги, а кому нет.

kievfashionpeople.comIMG_3341_1000x667Анна Корж

KFP: Кстати, у Вас платные показы?

Романа Батрак: В основном, нет. Плата за вход есть лишь на нескольких локациях, которые эту цену и формируют.

KFP: Кто ваша аудитория, которая приходит на кинопоказы СУК?

Филипп Сотниченко: У нас очень разношерстная аудитория. Я, когда представляю фильм, вижу в зале людей самых разных возрастов.

Валерия Сочивец: Мы когда в первый раз показывали киноальманах «Юность», который объединяет фильмы о подростковой любви, сексе, драках, сложных взаимоотношениях с родителями, а на него пришли бабушки и дедушки. Это было очень трогательно и приятно, что на киноальманах «Юность» пришло больше людей преклонного возраста. Но всегда по-разному, зависит от показа.

Филипп Сотниченко: А самое главное, что почти после каждого показа «СУКа» можно пообщаться с режиссерами. Зритель может спросить что-нибудь, высказать свое мнение. Режиссер, в свою очередь, может понять ожидания публики. Такой диалог, на мой взгляд, очень важен.

kievfashionpeople.comIMG_3511_1000x667Анастасия Лысенко

KFP: Вас поддерживают другие организации, занимающиеся кино?

Романа Батрак: Самое главное – это поддержка зрителя.

Филипп Сотниченко: Нас поддерживает Союз Кинематографистов.

Валерия Сочивец: Да, мы как-то ходили на их пленум. Все начинается с минуты памяти по тем, кто уже не пришел на этот пленум. Потом все выступают. ДЛя меня это был интересный опыт. Мы когда появляемся в Доме кино, они говорят: «О, СУКи пришли» (смеется).

Романа Батрак: Мы со многими дружим и поддерживаем партнерские отношения. У «СУКа» были свои инициативы и на Одесском Международном  Кинофестивале и на МКФ «Молодость». Наш проект «Киносмотр СУК: ON/OFF» в рамках ГОГОЛЬFEST поддержали Docudays UA и Национальний союз кинематографистов Украины. Так что в этом ключе можно сказать, что да — нас поддерживают.

kievfashionpeople.comIMG_3284_1000x667Новруз Хикмет

KFP: В чем отличие украинского современного кино от французского, немецкого. Какая есть национальная особенность?

Филипп Сотниченко: У нас сейчас есть только авторское кино. Это «Племя» Слабошпицкого и ряд других фильмов, начиная от «Подорожніх» Игоря Стрембицкого. Зрительского кино у нас практически нет.

Можно сказать, что все сводится к расположению страны. Географически мы так расположены, что наше кино имеет свои особенности. Это видно не только по кинематографу независимой Украины, но и в фильмах 20-30 годов.

Валерия Сочивец: Раньше было украинское поэтическое кино, вот и современное украинское кино  недалеко ушло от поэтики.

Филипп Сотниченко: Сейчас появились процессуальные фильмы, в которых образ прорастает из знакомого всем быта.

kievfashionpeople.comIMG_3465_1000x667Программный отдел:

Филип Сотниченко, Никон Романченко, Анна Корж, Анастасия Лысенко, Нариман Алиев, Новруз Хикмет

KFP: Каким вы видите развитие украинского современного кино?

Филипп Сотниченко: Если у нас появится хорошее жанровое кино, а зрители будут ходить на него в кинотеатры, то за вырученные деньги будут сниматься новые фильмы. И так возникает некая киноиндустрия. Деньги вращаются, фильмы снимаются.

Если говорить о кинематографе Ирана, например, то там есть такие режиссеры как Джафар Панахи, которому запрещают снимать, а он сам делает кино, вызывающее очень сильный резонанс во всем мире. Вот и у нас сейчас похожим образом прекрасное кино возникает – фильмы Кати Горностай и Юры Шилова, например. Меня радует, что это свежо, современно и очень стильно.

Валерия Сочивец: Главное, чтобы начало появляться кино для зрителей. Зрителя не удержишь авторскими фильмами. И для того чтоб наш кинематограф развивался, нужно интересоваться прежде всего мнением зрителя, а также снимать мэйнстримовые и массовые фильмы.

kievfashionpeople.comIMG_3334_1000x667Дарина Романенкова

KFP: Вы говорили, что хотите создать свой фестиваль.

Романа Батрак: В далекой перспективе…

Филипп Сотниченко: В общих чертах, это должен быть всеукраинский киносмотр национального кино.

Валерия Сочивец: В этом году у нас была инициатива в рамках «Гогольфеста» — «Киносмотр  СУК: ON/OFF». Это конкурсная программа, которую оценивал исключительно зрители путем голосования. Мы позиционировали ее как “режиссерам от режиссеров”. Главная задача этого мероприятия — дать возможность молодым режиссерам встретиться со своим зрителем, понять его надежды и ожидания. Конкурс состоял из двух программ: «ON» и «OFF». Участники конкурсной программы «ON» были представлены в 5 категориях: игровые, документальные, анимационные фильмы, музыкальное видео и видео-арт. В каждой категории зритель выбирал лучший фильм. Победителям мы вручали золотые суки — такая самоирония, ведь на Каннском кинофестивале вручают “Золотую пальмовую ветвь”, а у нас пока лишь “Золотой сук”.

kievfashionpeople.comIMG_3298_1000x667Анна Гольцберг

KFP: Это правда, публика больше заинтересована в модной тусовке, чем в культурном развитии. Как с этим бороться?

Филипп Сотниченко: Никак! Люди делятся на тусовщиков и тех, кто пришел смотреть кино.

kievfashionpeople.comIMG_3363_1000x667Виктория Возна

KFP: А Вам не кажется, что зрителя нужно учить?

Филипп Сотниченко: Безусловно!Поэтому мы и не берем все фильмы. Наша задача – воспитать вкус зрителя. Зритель очень разный и не стоит его недооценивать. Нередко гости наших показов профессионально оценивают кино и, действительно, разбираются в нем.

Валерия Сочивец: От себя могу добавить, что зрителю нужно привыкнуть к украинскому кино.

kievfashionpeople.comIMG_3432_1000x667Пресс-центр:

Романа Батрак, Виктория Возна, Дарина Романенкова, Анна Гольцберг

 KFP: Что Вас радует, а что огорчает в современном кино?

Валерия Сочивец: Радует, что появляются новые имена и процесс не останавливается, энтузиазм не сгорает, люди продолжают снимать и получается все лучше и лучше.

kievfashionpeople.comIMG_3316_1000x667

Денис Сатановский

KFP: Режиссер – это бескомпромиссная профессия. Но в украинском кино режиссером приходится идти на постоянные компромиссы и в итоге получается не то, что ты хочешь и задумывал.

Филипп Сотниченко: К сожалению, это так. Я пишу сценарии определенным образом: не о том, что хочу снять, а о том, что могу снять.

KFP: Чего не хватает молодым режиссерам?

Валерия Сочивец: Денег.

Филипп Сотниченко: Правильно говорить, финансирования (смеется).

kievfashionpeople.comIMG_3356_1000x706Михаил Маслобойщиков

KFP: Помимо денег, режиссерам не хватает актеров и продюсеров.

Романа Батрак: Да, проблема не только в финансирование, очень не хватает профессиональных кадров: продюсеров, пиар-специалистов, которые помогут режиссеру из фильма сделать целостный коммерческий продукт. Огромный бюджет на производство без эффективного функционирования смежных направлений — зря потраченные деньги.

Валерия Сочивец: С актерами ситуация обстоит иначе. Здесь многое зависит от режиссера, ведь не обязательно иметь актерское образование, чтобы играть в фильме. режиссеры очень часто снимают типажи. Это человек, чья внешность уже нам дает определенные знания о нем. За частую, это люди без профессионального актерского образования. Насколько такое сотрудничества будет успешным, зависит от того умеет ли режиссер работать с актерами или нет.

Вот один из участников нашей организации Нариман Алиев в фильмах снимает своих родственников, у которых нет актерского образования. И вы никогда не поймете, профессиональные это актеры или нет.

Филипп Сотниченко: Сейчас многие молодые режиссеры обращаются к типажам, и это некий тренд. В других странах уже давно все сняли камеру со штатива и начали снимать окружающею их действительность.

kievfashionpeople.comIMG_3489_1000x667Маръяна Литвинова

KFP: В последние годы большое внимание уделяется именно документальным фильмам, нежели игровым. В чем заключается разница между созданием игрового и документального кино? Как Вы думаете, уместна ли в документальных фильмах позиция автора или этот жанр требует невмешательства со стороны режиссера?

Филипп Сотниченко: Именно в документальном кино и есть позиция автора. Документалист ставит камеру в конкретном месте и рамками этого кадра отсекает все лишнее. И то, что мы видим в этом кадре – это уже его авторская позиция. Именно это он выхватил из общего контекста.

Валерия Сочивец: Документальное кино имеет более четкую авторскую позицию, чем игровое.

Филипп Сотниченко: А портреты очень часто вообще напоминают автопортреты. Если документалист начинает снимать фильм-портрет, то очень часто он находит в герое именно то, что видит в себе.

Валерия Сочивец: Например, те же фильмы о Майдане — они все рассказывают об одних событиях, но все совершенно разные.

kievfashionpeople.comIMG_3384_1000x667Дарья Христич

KFP: Как страна должна поддерживать кино, кроме финансирования?

Валерия Сочивец: Нужно кинотеатры не закрывать, а открывать. Мы знаем, что в маленьких городах кинотеатры, к примеру, превращаются в ночные клубы. Не хватает площадок, чтобы обеспечить фильмам нормальный прокат. Заняться модернизацией образования в этой сфере. Единственная киношкола находится в Киеве, ребята которые приезжают в Киев учится, как правило, потом здесь и остаются. В других регионах кинообразование недоступно. Из-за этого мы тоже где-то отстаем.

kievfashionpeople.comIMG_3478_1000x667Эльмира Асадова 

KFP: Какие планы у СУКа на ближайшее время?

Филипп Сотниченко: Искать, показывать, снимать.

Романа Батрак: У нас уже сформирован календарь мероприятий до конца года. С нового года мы хотим запустить серию творческих вечеров наших лучших режиссеров. Также будем заниматься кинопрограммой на фестивалях Kyiv Comic Con и ГОГОЛЬFEST.

“СУК” очень хочет и обязательно будет делать образовательные проекты. Свою первую образовательную инициативу мы будем проводить в области Fashion Video Production Вместе с Ukrainian Fashion Week мы подготовим образовательно-производственную  платформу “Kyiv Fashion Film Residence”. Это будет двухнедельный воркшоп для молодых кинематографистов, фотографов, стилистов и дизайнеров, результатом которого станет создание участниками fashion-фильмов в сотрудничестве с украинскими дизайнерами.

Валерия Сочивец: Так что планов очень много!

kievfashionpeople.comIMG_3472_1000x667Административный отдел:

Валерия Сочивец, Михаил Маслобойщиков, Эльмира Асадова, Маръяна Литвинова, Денис Сатановский, Дарья Христич

KFP: Книга, фильм, песня с которой должен быть знаком каждый.

Филипп Сотниченко: Библия. «Гражданин Кейн». Каждый должен быть знаком с классической музыкой. Мне нравится музыка Арво Пярта.

Валерия Сочивец: Я люблю читать личные истории людей и находить интересные факты, поэтому меня очень впечатлила книга Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюшек». Фильмы – «Однажды в Америке» и «Пианистка». Песня – «Охота на волков» Высоцкого.

Романа Батрак: Фильм – «Такси» уже упомянутого ранее Филиппом иранского режиссера Джафара Панахи. Книга – «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Песня — «Я верю» Ляписа Трубецкого.

kievfashionpeople.comIMG_3456_1000x667


Текст: Карина Пилипенко

               Мария Сибирцева

Фото: Артур Бондаренко

Leave A Comment